Нейролингвистическое программирование - НЛП за 40 минут.

Что такое психолингвистика?
Двенадцать приемов, которые работают
Подстройка и ведение
Разрыв стереотипа
Выбор без выбора
Обезоруживание (упреждающее действие)
Закамуфлированный удар
Ответ на незаданный вопрос
Доведение до абсурда
Переключение внимания
Замена мотивационных параметров
Скрытое психологическое программирование
Стереотипное действие, или Принцип трех <да>
Игры на комплексах
Комплекс неполноценности
Комплекс <слабо>
Комплекс вины
Комплекс <следование правилам>
Притча про свиней и просо

НЛП за 40 минут

Что такое психолингвистика?

Сколько времени нужно, чтобы изучить нейролингвистическое программирование? Заранее предупреждаю, что я предпочитаю использовать слово <психолингвистика>. Мне не нравится термин <нейролингвистика>. <Нейро> - латинское слово, <лингвос> - греческое. Получается <нервы-язык-программирование>. А составные части слова должны принадлежать к одному языковому уровню! <Психея> по-гречески - душа, <лингвос> - язык. Психолингвистика - язык души.

Так сколько необходимо времени, чтобы изучить психолингвистику? В Институте НЛП считают, что пяти лет, в общем, хватит. В Институте Тренинга уверены, что НЛП можно выучить за полтора года, конечно, при наличии базового образования. В Санкт-Петербургском Институте Психоанализа полагают, что для освоения техники НЛП достаточно девяти месяцев. Я могу точно сказать, что на изучение НЛП достаточно потратить сорок минут. Почему никто не предлагает таких методик?

Представьте себе, что математикой как наукой занимаются только тупицы. С одной-единственной целью - доказать, что они разумные существа. Во что превратилась бы математика? Результат мы видим на примере психологии. В то же время, эзотерические психопрактики - то есть, психопрактики, связанные с внушением, - не могут найти выход из тупика по одной простой причине: они стали слишком эзотерическими.

Представьте себе, что физикой стало можно заниматься лишь избранным, а всем остальным это запрещено. Через некоторое время огромные толпы верующих повторяли бы за священнослужителями: <Е равно эм це квадрат! - Воистину, квадрат!>. Ничего не напоминает? Вот во что превратились психопрактики. О каком реальном психологическом воздействии может идти речь? То, что НЛП-исты называют НЛП, работает только против самих НЛП-истов.

Я предлагаю вам изучить психолингвистику за сорок минут. От начала и до конца. Потому что все остальное - песни и пляски народов Севера. Если отбросить всякую муру в стиле тоталитарных сект - присвоение друг другу звания мастеров и так далее, то психолингвистика - это всего лишь набор техник и управление базовым состоянием.

На программе <Боевая машина> я ставлю три движения и объясняю, что, отработав их в течение двух часов, вы справитесь с любым мастером спорта или обладателем черного пояса, если столкнетесь с ним: а) в лифте; б) в тамбуре поезда; в) на лестнице; г) в узком коридоре. И я ничуть не преувеличиваю. Конечно, на татами, на ринге, или на ковре вы сразу же проиграете профессионалу.

Такие же простые движения существуют и в НЛП. Вообще, система жест-взгляд-слово-удар универсальна. Поняв и отработав предлагаемые приемы, вы будете владеть ими на уровне мастера НЛП. При случае, вы свернете этого мастера <в трубочку> и куда-нибудь спрячете.

Двенадцать приемов, которые работают

Подстройка и ведение

Подстройка. Для установления контакта с собеседником вы начинаете его в чем-то копировать. Например, в процессе разговора стараетесь попасть в ритм его дыхания: когда он делает вдох - вы делаете паузу, когда он делает выдох - вы говорите.

Что это дает? Когда ваш ритм совпадает с ритмом дыхания собеседника, он начинает воспринимать ваши слова, как свои собственные.

Почему хорошо давать себе команды своим собственным голосом, записанным на плейере?

Например, так делали у меня в группе экстрима по АДМ - активной диалоговой медитации. Участники группы записывали на плейер задаваемые своими собственными голосами вопросы: <Ваши мышцы?>, и сами же на них отвечали: <Крепкие, как железо!>. <Ваша воля?> - <Твердая, как сталь>. И так далее.

Эффект обусловлен тем, что собственный голос воспринимается как мысленные команды и идет в обход сознанию.

Ведение. И эта техника тоже идет в обход сознания: мы подстраиваемся под эмоциональное состояние собеседника, а затем начинаем его вести. Если наш собеседник улыбается, на нашем лице возникает ответная улыбка (подстройка). Через некоторое время улыбка исчезает у нас с лица, и собеседник становится серьезным (ведение). Если человек хмурится, мы начинаем разговаривать серьезно (подстройка), но в процессе беседы постепенно, постепенно начинаем улыбаться. В ответ начинает улыбаться и собеседник. Это ведение.

Скажем, вы разговариваете с человеком, который взвинчен. Что с вами начинает происходить? Вы тоже начинаете распаляться. Но вы можете и вывести собеседника из взвинченного состояния. Достаточно воспроизвести его возбужденное состояние в начале разговора, и постепенно снижать темп речи. Очень скоро сбавит тон и ваш собеседник.

Человек находится в глубоком унынии. И я ввожу себя в печальное состояние и начинаю разговор так, как будто нахожусь в депрессии. Постепенно я перевожу себя из уныния в нормальное энергичное состояние. Что произойдет через какое-то время? Человек вслед за мной перейдет в такое же энергичное состояние. Избавляясь от грусти.

Очень полезными являются актерские навыки, умение играть. Попробуйте изобразить, например, пьяного и постепенно вернитесь в обычное состояние. Представьте, что вы разговариваете с пьяным. Вот он - действительно перебрал, а вы лишь изображаете из себя пьяного. У него язык заплетается, и вы едва шевелите языком. Он покачивается, и вы теряете равновесие. Разговаривая с собеседником, вы постепенно выходите из образа пьяного. Что произойдет с другой стороной? Человек - на какое-то время - протрезвеет!

Разрыв стереотипа

Разрыв - это шикарная техника. Для начала приведу пример.

Одна компания объявила тендер на проведение психотренинга. Секретарша записала меня для участия в конкурсе вместе с еще двадцатью четырьмя претендентами. Я шел двадцать третьим по счету. До меня представители двадцати двух компаний рассказывали, какие прекрасные тренинги они проводят. Был ли смысл и мне рассказывать о тренинге? Двадцать два человека выступили передо мной, еще два дожидались свой очереди.

Я вошел, осмотрелся. Генерального нет. Сидят коммерческий директор, директор по персоналу, административный директор, технический директор, еще кто-то. Все - директора. Все - смотрят на меня. Ждут, что я как и двадцать два предыдущих оратора, начну говорить. Я подошел к столу, сел. Они смотрят на меня, я - на них. Они молчат, и я молчу. Сидим - молчим. Тридцать секунд, минуту. Наконец, коммерческий директор покашлял: мол, давай уже что-то говори!

И я начал: <А что вы от меня хотите? Вы хотите, чтобы я сейчас рассказывал вам, что я лучший тренер на свете? Так я это и так знаю. Если вам об этом неизвестно - ваши проблемы! В общем, так, - говорю. - До июня у меня все расписано! В июне, возможно, будет время для проведения тренинга с вами. Телефон моего помощника вы знаете, было очень приятно на всех посмотреть. Всего вам доброго, до свидания>. После этого встаю и ухожу.

Как вы считаете, это нормальное поведение для тренера? Конечно, нет! Что я сделал? Разбил шаблон! Шедшие за мной два тренера, как и предыдущие двадцать два, выступили со стереотипными речами. Бла-бла-бла, тренинговая программа, бла-бла-бла. Что у всех этих директоров осталось в памяти? Как вы думаете, с кем они стали работать? Ответ очевиден!

Для разрыва стереотипов используются разные способы. В свое время я был на практике в одной очень известной психиатрической клинике. Одна из пациенток страдала депрессией с суицидальными комплексами. Зав. отделением спрашивает: <Ну, что, практикант, как будешь с ней работать?>

Тогда, в начале 1990-х годов, все были помешаны на эриксонианском гипнозе и НЛП. Я отвечаю: <Ну, сейчас я введу себя в такое же состояние депрессии. Начну разговаривать с пациенткой, и буду медленно выводить себя из этого состояния. Вслед за мной выйдет из депрессии и эта женщина>.

Врач посмотрел на меня и сказал: <Смотри, практикант, как это делается по-настоящему>. Очки на одно ухо, галстук на другое. Вбегает и кричит: <Девушка, здесь псих из палаты буйных сбежал! Сорвал топор с пожарного щита, зарубил пять человек! Бежит сюда! Давайте дверь баррикадировать!> Депрессантка вскакивает и начинает вместе с врачом надвигать на дверь кровать. От депрессии что-нибудь осталось? Вообще ничего.

Какой прием использовал врач? Ну, какой там пожарный щит в палате для буйных? Там такие санитары, что даже если бы пациент автомат Калашникова где-то раздобыл, у него отобрали бы оружие и скрутили его. Знаете как в известном анекдоте: <Как воротничок? Хорошо воротничок. А рукавчики, плечики хорошо? Рукавчики говорите великоваты? А мы их аккуратненько сейчас за спиной завяжем>. Это уже модель поведения дежурного врача в отношении больного, который теперь никогда на него не будет сердиться.

Вот, что такое разрыв стереотипа.

Выбор без выбора

Что такое <выбор без выбора>? Свободный демократический выбор из одного-единственного варианта.

Например, я говорю: <У нас с вами - два варианта. Мы с вами можем проголосовать либо за не очень хорошего политика, но грамотного бизнесмена, либо за уголовника. Кого вы хотите видеть своим депутатом?> <Наверное, политика>, - подавляющее большинство ответит однозначно.

Таким образом, суть этой техники состоит в сужении поля выбора. Скажем, вам надо назначить встречу на завтра, но вашему собеседнику некогда. Если вы предоставите возможность решения этому человеку, есть у него время или нет его, на встречу можете не рассчитывать. Поэтому вы даже не спрашиваете, будет ли он свободен завтра, это предполагается по умолчанию. Но вы должны оставить человеку видимость выбора: <Какая половина дня у вас менее загружена - первая или вторая?> Вот и все.

Если ребенок не хочет ложиться спать, как заставить его отправиться в постель? Можно топать ногами и кричать: <Иди спать ложись, иди спать ложись!> А можно сказать иначе: <Ты как, сразу пойдешь спать, или вначале уберешь игрушки?> Он оказывается перед выбором: либо уборка и кровать, либо сразу в постель. Ребенок выбирает сам, вы ему ничего не навязываете.

Замечательно предлагал <выбор без выбора> Просветленный Учитель в звании Гвардии Капитана, величайший психотерапевт всех времен и народов. Он говорил: <Сколько вам нужно времени, чтобы через два часа все было готово?>

Обезоруживание (упреждающее действие)

Пятая техника - упреждающее действие. Что такое обезоруживание? Например, руководитель хочет вас уволить, а вы говорите ему: <Я понимаю, что такого работника, как я, наверное, разумнее всего было бы уволить. Но я хотел бы приложить все свои силы и исправить допущенные мной ошибки>.

После этого, какой начальнику смысл говорить: <Я хочу вас уволить>? Никакого. Ту же технику вы используете, когда, например, говорите: <Я, конечно, понимаю, что за это нарушение вы должны были меня арестовать. Но ведь вы добрый гуманный человек>. И так далее.

Еще пример: вам нужно, чтобы одна очень важная персона назначила вам встречу. Вот вы берете трубочку и звоните: <Здравствуйте, меня зовут так-то, я хочу с вами увидеться!> Кто вы такой для важной персоны? Никто и звать вас никак. Почему вы хотите с ней встретиться? Она занята до невозможности! Мало ли кто хочет с ней увидеться?! Поэтому вы должны сказать: <Я понимаю что вы - очень занятой человек и день у вас расписан по минутам!> И сразу же включите <мы с тобой - одной крови!>: <Но я подстрою под вас свой график>. Все! Встреча практически гарантирована. По крайней мере, вас выслушают. Смысл после этого говорить - <Я очень занят>? Уже сказали это. Озвучили!

Закамуфлированный удар

Эта техника немного напоминает предыдущую. Суть ее в том, что вы передаете то, что на самом деле хотите сказать некоему третьему лицу, снимая с себя ответственность за произносимые слова.

Например, когда кто-то из моих коллег, помощников не справляется со своей задачей, я говорю: <Какой-нибудь грубый невоспитанный тип назвал бы тебя козлом. Но я, как человек корректный и воспитанный, могу только сказать, что ты плохо справился с порученным заданием>. Что я сделал? Я назвал вещи своими именами, но не от своего лица, а сославшись на слова какого-нибудь грубого невоспитанного типа.

Согласитесь, этот прием открывает очень широкие возможности.

Ответ на незаданный вопрос

Что такое незаданный вопрос? Вы, конечно, можете спросить меня, что такое незаданный вопрос и я вам расскажу. Что я сказал? <Конечно, вы можете спросить меня>. У вас, конечно, может возникнуть вопрос, как это все можно освоить? Я объясню вам, как за короткое время это можно освоить. Что я делаю? Я за вас задаю себе вопрос. И сам же на него отвечаю.

Еще одна история про Просветленного Учителя в звании Гвардии Капитана. Однажды он сказал: <Товарищи курсанты, к предстоящему празднику, смотру строя и песни, мы с вами займемся строевой подготовкой. Некоторые курсанты, например курсант Шлахтер, могут, конечно, спросить, а на фига разведчикам строевая подготовка?> - <Никак нет, товарищ капитан, хорошая строевая подготовка необходима разведчикам, чтобы строем и с песней скрытно проникать в расположение противника>.

То есть что пытался сделать Просветленный Учитель? Использовать курсанта Шлахтера и ответить на незаданный им вопрос, чтобы провести некую разъяснительную работу. Что сделал курсант Шлахтер? Он сам ответил на незаданный вопрос, причем поглумившись над офицером.

Доведение до абсурда

Следующие три приема относятся к разделу психологического айкидо. Я плохо понимаю, что такое айкидо. На мой взгляд, это криво понятое самбо. Адепты айкидо со мной, конечно, не согласятся, потому что наделены неведомой мне высшей мудростью.

В чем заключается основной принцип айкидо? Принцип ударной техники - это жесткая ударная и блокирующая тактика. Айкидо или самбо - это захват противника и вовлечение в движение. Любой удар, доведенный до конца, заканчивается падением. Любая мысль, доведенная до абсурда, заканчивается падением собеседника, ментальным падением. В предыдущем примере курсант Шлахтер, отвечая на незаданный вопрос, использовал именно эту технику. <Вы, конечно, можете спросить у меня, что озна чает доведение до абсурда? Если я пущусь в объяснения, то наш тренинг превратится в совершенно бессмысленный вечер вопросов и ответов>. Понимаете? Я довел до абсурда ситуацию, когда меня просят разъяснить те или иные понятия.

Сотрудники компании обратились к боссу с просьбой установить два небольших перерыва. То есть, чтобы у них, кроме обеда, был один маленький десятиминутный перерыв в первой половине дня и десятиминутный во второй половине дня. Разумная просьба? В принципе да.

Руководителю почему-то не захотелось соглашаться, и он сказал: <Очень хорошая мысль. Вношу встречное предложение - давайте делать перерывы каждый час. А на работу будем выходить только по вторникам, средам и четвергам, причем во вторник и четверг будет короткий день>.

Что он сделал? Он довел высказывание подчиненных до абсурда. Чего добился босс? Просьба превратилась в нелепость и больше этот вопрос не обсуждался.

Как довести до абсурда любое высказывание? Например: <Ты не желаешь, чтобы я посещал тренировки? Хорошо тогда я заодно отказываюсь и от участия в ряде мероприятий, которые тебе нравятся. Почему? А чтобы вообще не выходить из дома>. Любая мысль может быть доведена до абсурда, и собеседник будет вынужден отбросить ее. Хотя изначально в ней могла содержаться правильная идея.

Переключение внимания

Вы задаете мне вопрос: <Почему вы нам рассказываете про психолингвистику?> На это я отвечаю: <Психолингвистика очень важная вещь! Но система психологической подготовки включает в себя целый ряд параметров. Один из них, например, - комплексная психологическая подготовка в виде медитативных тренингов>. И вы начинаете слушать, что я говорю про медитативные тренинги, забывая о психолингвистике.

Суть этой техники заключается в том, что вы переводите акцент с основного вопроса на второстепенный. Например, человек говорит: <Только что здесь на углу произошло правонарушение. Грабители еще не успели убежать>. <А вы собственно кто?> - <Да я, собственно, видел, вот только что грабитель:> - <Документы, пожалуйста, предъявите:>

Что это было? Переключение внимания. Возможна и обратная схема. <Так, гражданин, будьте добры ваши документы?> - <Что, документы? Я как раз вас и ищу. Вы не знаете, вон там на перекрестке два человека напали на третьего. Неужели вы не видите? Я как раз к вам бежал, думал кто-то из милиционеров здесь, идите, посмотрите>. Идут смотреть, а вы спокойно двигаетесь дальше. Что вы предприняли? Переключили внимание. Простая схема. Переключение внимания с основного вопроса на второстепенный.

Замена мотивационных параметров

Заставляя собеседника оправдываться, вы заведомо ставите его в проигрышное положение. Если вы хотите подавить персону - заставьте ее оправдываться. Поставьте перед необходимостью объяснять свои поступки!

Кто-нибудь хоть раз отвечал на вопросы следователя или дознавателя? Это весьма неприятные люди. Как один из них сказал - <Вадим Вадимыч, мы должны вас допросить как свидетеля. Пока как свидетеля!> Почему так тяжело и неприятно отвечать на вопросы следователя или дознавателя? Потому что вы должны объяснять свое поведение! И деваться вам от этого некуда! Все равно придется давать объяснения. Объяснять словами свои действия, объяснять поступки.

Единственно достойный ответ: <Согласно статье пятьдесят первой Конституции Российской Федерации от дачи показаний отказываюсь!> И вызывайте адвоката. А следователь пусть предъявляет обвинение! И на все вопросы отвечать именно этой, заранее заготовленной фразой. Статья пятьдесят первая Конституции Российской Федерации. Таким образом, вы отказываетесь оправдываться. Ну, это так, небольшой правовой совет. Надеюсь, не пригодится.

Какой прием применяется в данном случае? Замена мотивационного параметра. Если вас пытаются заставить оправдываться, в ответ принудите персону объяснять свои действия.

Человек опаздывает на заседание ученого совета вуза. Зампред говорит опоздавшему: <Вадим Вадимович, опаздывать на ученый совет - значит проявлять к нему неуважение!> На что опоздавший поворачивается и отвечает: <Проявлять неуважение к ученому совету - это заявиться на заседание в свитере и в джинсах! Как слесарь завода "Красный фаллос". А вот заехать домой переодеть рубашку и галстук, опоздав при этом на пятнадцать минут - значит проявить к ученому совету не то что уважение, а почтение!>

Зампред начинает косноязычно оправдываться, говоря, что сегодня посторонних на совете нет, и свитер и джинсы с его точки зрения - вполне допустимы. На что опоздавший задает вопрос: <А что это вы все время оправдываетесь?>. Зампред уверяет присутствующих, что он и не думал оправдываться! Опоздавший вновь интересуется: <А что вы так нервничаете?>. Зампред пытается объяснить, что он абсолютно спокоен. Тогда опоздавший спрашивает: <Что, у вас это больная тема? Вы хотите об этом поговорить?>

Через некоторое время зампред оказывается на грани истерики. А человек всего-навсего заставил его оправдываться.

Еще пример, специально для собратьев по полу. Вот, например, мужчины, такой традиционный вопрос: <Где ты был?!> Кому не доводилось его слышать? Если вы начинаете объяснять, что, оказавшись вне зоны действия телефонной сети, прокололи колесо автомобиля, то чем больше вы будете оправдываться, тем больше будете провоцировать что? Дальнейшие вопросы! Если же вы ответите: <Я был там, где мне было гораздо лучше, чем здесь. А будешь возмущаться - опять туда пойду!>, то избавитесь от необходимости оправдываться. Да? Или можно так сказать - <Был там, где нет такого безобразия в доме. Где не валяется вот это, где нет вот того!> И так далее. Тем самым заставляя оправдываться особь.

Скрытое психологическое программирование

Одиннадцатая техника - скрытое психопрограммирование. Что это такое?

Представьте, что на работу принимают нового сотрудника. Начальник говорит новичку: <В настоящее время ТЫ находишься среди наших сотрудников и понимаешь, что каждый из нас ДОЛЖЕН соответствовать предъявляемым к нему требованиям и критериям. Нам всем, так или иначе, приходится ПОДЧИНЯТЬСЯ предъявляемым требованиям и нормативным актам. МНЕ кажется, что это совсем не трудно>.

Что на самом деле сказал начальник? <Ты должен подчиняться мне>. Если это повторить раз пять, установка закрепится в подсознании сотрудника. Ключевые слова можно выделять голосом, движением головы, жестом. Или дополнительным звуком, например, слегка постукивая рукой по столу. Или повтором.

Внушение не обязательно должно быть вербальным. Его можно осуществлять и с помощью письменного текста. Если в тексте выделить особым шрифтом некоторые буквы или слова, то они будут слагаться в отдельный смысл помимо сознания.

Психолингвистика ориентирована на побуждение к действиям в обход сознания. То есть все направлено на то, чтобы обойти сознание, избежать участия мышления. Любое действие, которое выполняется в обход сознания, выполняется однозначно и успешно. Действие, в совершении которого участвует сознание, выполняется неуспешно и неоднозначно.

На чем основана техника двадцать пятого кадра? На том, что человеческий мозг воспринимает двадцать четыре кадра в секунду. Потому что если вы смотрите фильм и видите в течение десяти секунд рекламу: <Вы хотите пить, пейте кока-колу!>, вы подумаете - <А почему я хочу пить? Я не хочу пить! А если я и захочу, то попью лучше чая или кофе. Не буду я пить эту отраву, простите, напиток!>.

Если та же самая рекламная надпись загорелась на одну двадцать пятую секунды, вы и прочитать ее не успели, но призыв был воспринят подсознанием. А оно лишено критичности. Поэтому, когда вы действительно захотите пить, то из всех напитков выберете кока-колу, объясняя самому себе: <На самом деле я давно не пил кока-колу. Я, конечно, знаю, что это отрава, которую пить нельзя. Да и пить я, в общем-то, не хотел. Но вот ведь вдруг захотелось выпить кока-колы>. Понимаете?! Вы подтащите к себе объяснение.

Кстати, имейте в виду, обучать таким способом нельзя, можно только примитивным образом влиять на подсознание.

Однажды, во время избирательной компании об одном из кандидатов была выпущена листовка, позорящая его честь и достоинство. В ней лаконично объяснялось, что представляется собой человек. Ни слова правды, но <написано пером> на листе бумаги. Естественно, что человек был возмущен.

И тогда другой кандидат выпустил листовку, которая называлась <Грязь и мерзость не должны пройти>. В ней было написано: <Вчера неизвестными лицами была выпущена листовка, порочащая честь и достоинство кандидата такого-то. Я считаю, что в предвыборной борьбе недопустимо использовать подобные технологии. Коллеги, давайте бороться честно. Кандидат в депутаты такой-то>.

Вроде, все правильно, но: Но в тексте шрифтом были чуть-чуть выделены слова <грязь и мерзость: кандидата такого-то> И каждый избиратель, читая эту листовку, преисполнялся необъяснимым отвращением к кандидату, с которым связано что-то плохое.

Стереотипное действие, или Принцип трех <да>

В чем суть двенадцатой техники? В программировании действия. Человек, три раза сказавший <да>, скажет <да> и в четвертый.

На этом построена методика цыган. Дайте какую-нибудь маленькую денежку, я вам расскажу все, что было, что будет, что вообще не будет никогда. Дайте маленькую денежку, не жалко которую. Дай какую-нибудь старшую денежку, я расскажу о всех тайнах твоего мироздания, и побольше дай. Человеку, который один раз сделал какое-то действие, потом очень трудно остановиться.

Например, повысили цену на бензин вдвое! К чему это приведет? К какому-то протесту. Да? Хорошо. А если повысили цену на бензин на десять процентов?! Ну, плохо! Но что делать!? Потом на двадцать процентов. Тоже плохо. Но и ладно! Потом еще на шестьдесят. Ну, ничего же не изменилось! Почему?

Потому что человек, три раза принявший униженную позу, примет ее и в четвертый раз. Добейтесь хотя бы маленькой уступки! И в дальнейшем, человек будет гораздо быстрее делать шаги вам навстречу. Вознаградите его каким-то образом за уступку. Например, подарком на автозаправке. Каждый, кто залил десять литров подорожавшего бензина, получает в подарок инструкцию по его использованию. Или что-нибудь еще. Хотя бы китайский ароматизатор. От которого потом будет болеть голова. Просто? Очень просто! Согласно принципу <трех да>.

Больше в НЛП ничего нет, все остальное - словоблудие.

Игры на комплексах

Комплекс неполноценности

Первый самый сильный комплекс - мой любимый комплекс, на котором я очень люблю играть - комплекс неполноценности. Как им управлять? Доказывая свою полноценность, человек может творить чудеса.

У меня есть один очень хороший знакомый по прозвищу Поручик Ржевский (у него фамилия похожая по звучанию). Поручик пользуется бешеной популярностью у женских особей, для посторонних - абсолютно необъяснимой. Суть его метода проста. Общаясь с женщиной, Ржевский начинает восхищаться какой-нибудь другой особью. Если дама, с которой он обща ется, маленького роста, он начинает восхищаться какой-нибудь рослой красавицей. Если дама рослая, он восхищается миниатюрным созданием. Если дама склонна к полноте, он восхищается худышкой. Если дама худенькая, он восхищается дамой с шикарными формами. К чему стремится Поручик? Он заставляет свою даму доказывать, что тот типаж, который олицетворяет она, ничем не хуже, а даже лучше. Ему ничего не надо доказывать, а дама просто обязана превзойти соперницу.

Еще у него дома всегда чистота и порядок, хотя Ржевский - редкостный разгильдяй. Стоит ему пригласить к себе какую-нибудь даму, Поручик начинает пространно рассуждать о падении нравов в наши дни, о том, что женщина, если это, конечно, настоящая женщина, не может находиться в свинарнике. И это бедное существо, чтобы доказать свою полноценность и подлинность, хватает швабру, веник и начинает наводить порядок в квартире.

Что это такое? Использование комплекса неполноценности. Этот метод применяют в отношении друг друга родители и дети, мужские и женские особи. Поэтому меня всегда удивляет, когда говорят слово <человек>. На свете нет ни одного человека. На свете есть три миллиарда женских особей и три миллиарда мужских. Если вы не желаете разделять мужчин и женщин, употребляйте термин <персона>, потому что речь идет о разных биологических видах, которые либо не соприкасаются, либо паразитируют друг на друге. Как известно, любой симбиоз рано или поздно превращается в паразитизм. Это закон природы - спросите любого биолога.

Комплекс <слабо>

Тоже очень сильный комплекс.

Как он работает? Вы спрашиваете персону: <Вы действительно можете решать эти вопросы, или надо искать вашего руководителя?> <Нет, конечно, я, только я!>

Что вы сделали? Вы поставили под сомнение ранг человека, а значит, и его самооценку, которая во многом зависит от того, как его воспринимают окружающие. И, разумеется, стремясь доказать вам и самому себе, что его положение высоко и возможности велики, он сделает гораздо больше, чем можно было бы получить в результате простой просьбы.

Используя этот комплекс можно очень многого добиться. Достаточно поставить задачу и усомниться в возможности ее выполнения. Все, наверное, знают фильм <Человек с бульвара Капуцинов>. Помните изумительную сцену: <Вы что-то сказали, сэр?> - <Нет, я ничего не говорил> - <Как? Вам нечего мне сказать? Настоящему мужчине всегда есть что сказать, если, конечно, это настоящий мужчина>.

Человек хотел спокойно молча посидеть в салуне, но его взяли <на слабо>. Замечательный способ повлиять на поведение людей.

Комплекс вины

Еще один мой любимый комплекс - комплекс вины. Или, как я его называю, <Ну как же ты мог?> Кто использует его с самого нашего детства? Родители. <Мы для тебя, а ты!> Помню, что в ответ, ребенком, я топал ногами и кричал: <Я вас не просил!> Действительно, вы же не просили родителей произвести вас на свет.

Если они это сделали, то не по вашим многочисленным просьбам и заявкам, а совершенно по другим причинам. Может быть, в тот день в кинотеатре отменили вечерний сеанс.

Вас не спрашивали, хотите ли вы прийти в этот мир. И вы не просили своих родителей работать для вас с утра до вечера. Кстати, еще неизвестно, что лучше для формирования личности - душный плен родительской любви или интернат. Это моя точка зрения. Может быть, по невежественности своей я не знаю ответа на этот вопрос. Задайте его кому-нибудь другому.

На чем построены все религии мира? На комплексе вины. Все что: а) приятно, б) полезно, в) чему-то помогает - объявлено ересью.

Я точно могу сказать, что 100 граммов чистого алкоголя или водки, выпиваемые не чаще чем раз в 48 часов, никому и никогда не причиняли вреда. Но в одной из мировых религий потребление алкоголя объявлено вне закона.

С другой стороны, можно сказать, что периодическое общение с противоположным полом укрепляет нервную систему, способствует улучшению самочувствия и повышению самооценки. Это справедливо как для мужчин, так и для женщин. Но в одной из мировых религий, не будем говорить, в какой, на интимное общение разнополых человеческих особей наложено вето. В отличие от двух других наиболее распространенных в мире религий.

В одной умной книге говорится, что когда вы возлегаете со своими женами, вы творите деяния столь же угодные Всевышнему, сколь и молитва (это там где жен может быть несколько). В другой тоже очень умной книге сказано, что если вы испытываете вожделение, поспешите к своей жене и удовлетворите его там. Имею в виду Талмуд.

А что говорит нам третье учение? <Каждый, взглянувший на женщину с вожделением, прелюбодействовал в сердце своем>. Я добавлю: а взглянувший без вожделения - урод конченый. Такое мое мнение.

Итак, если все объявлено грехом, можно ли загладить любой грех? В двух религиях предписывается покаяние только перед Всевышним.

В третьей религии заведено каяться перед священнослужителем и делать подношение религиозному учреждению, чтобы загладить свою, мнимую конечно же, вину. Если бы Всевышний не хотел, чтобы вы получали удовольствие, он не дал бы вам органы ре продукции. Делились бы все почкованием. Но раз Всевышний сделал иначе, таков был его замысел.

О чем говорится в Первой заповеди? Плодитесь и размножайтесь.

Во Второй: <Я - Бог твой, и да не будет у тебя других богов>. Ветхий Завет, Библия.

Если мы возьмем <Моральный кодекс строителя коммунизма>, мы и в нем найдем множество положений, призванных <включить> комплекс вины. И что бы вы ни взяли, везде стимулируется комплекс вины.

Почему вы подаете милостыню? Не потому что вам жаль убогих попрошаек. Что значит <жаль>? Вы испытываете перед ними чувство вины. За что? За то, что у них, как вы думаете, нет средств, а у вас есть какие-то деньги, за то, что они больны, а вы здоровы. Но почему вы должны чувствовать вину? Зачем вы подаете нищим на улицах? Вы действительно поможете им маленькой подачкой? Нет. А зачем вы это делаете? Вы надеетесь загладить перед ними вину. Почему подают милостыню пожилым людям? Этим вы заглаживаете вину перед своими родителями. Почему подают детям? Вы заглаживаете вину перед своими детьми. Почему подают инвалидам?

Приведу пример. Москва, станция метро <Тургеневская>. На полу сидит безногий мужчина. На голове голубой берет, тельняшка, десантная форма. Если мимо проходит мужчина, когда-то носивший военную форму, он подаст что-нибудь инвалиду? Ну, конечно. Человек пришел с войны, потеряв конечность, а подающий в общем здоров. Он чувствует свою вину и что-то подаст безногому. Подходит мужчина, который никогда не надевал военную форму. Подаст он что-нибудь? Ну, конечно же. Ведь человек воевал и за прохожего тоже. Проходит женщина, у которой муж или сын носили или носят военную форму. Конечно, подаст. Женщина, которой удалось сыну купить военный билет, тоже, разумеется, что-то ему положит. Беспроигрышный вариант.

Я подошел к этому товарищу и увидел у него на груди медаль, как потом оказалось <За оборону Севастополя> 1856 года. У меня был при себе аванс, крупная сумма. Говорю инвалиду: <Я вот эти деньги сейчас тебе все отдам, если ты мне скажешь, с чем ты прыгал>. Он молчит. Я спрашиваю: <Парашют какой?> Он молчит. <Вот если ты сейчас мне не скажешь, я не посмотрю на твое увечье и выполню ряд физических воздействий>.

Тут ко мне подходят два милиционера: <Так, гражданин, в чем дело? Документы предъявите>. А я всегда ношу с собой пачку разных документов, причем все подлинные, на разные случаи жизни. И тут я достал удостоверение общественной организации - ассоциации воинов запаса одного из родов войск. Милиционер посмотрел и говорит: <Вот вы, гражданин, шли куда-то. Идите себе дальше>.

Понимаете, на чем все это построено, что это такое? Это способ стимулировать в людях комплекс вины, вытащить его и использовать в своих интересах.

Возможно, у кого-то из вас есть знакомый, который постоянно просит о мелких одолжениях? И вы их ему оказываете. Вам же это ничего не стоит, а ему будет полезно. И вот он постоянно занимает у вас то полтинник, то сотню. Чем он вас зацепил? Вытащил какой-то комплекс вины.

Возникало ли у вас чувство, что вам давно уже пора дать команду особи противоположного пола: <С вещами на выход>. Но вам жаль эту особь. Ну как же, оно без вас пропадет. Ничего подобного. Никто никуда не пропадет.

Очень часто человек давно оставил бы никчемную надоевшую <половину>, и каждый нашел бы себе другую. Возможно и не <половину>, а <две трети>. Но в голове крутится: <Жалко, невозможно оставить, пропадет без меня>. Мне очень нравится фильм <Тот самый Мюнхгаузен>. Помните сцену, когда адвокат, в исполнении А. Абдулова, говорит про главного героя: <Он бросил жену с ребенком>. В ответ: <Он не ребенок, он офицер!> - <Он бросил жену с офицером!>

Вас используют с помощью комплекса вины!

Комплекс <следование правилам>

И еще один комплекс - следование правилам.

Придумываются правила, которых вы, якобы, должны придерживаться. И не важно, кем и когда они придуманы.

Например, платная парковка. Разве существует закон, согласно которому мы должны платить за парковку? Нет такого закона. Есть какой-то нормативный акт, который придумала местная мэрия. Лучше бы его напечатали на туалетной бумаге, чтобы использовать ее по прямому назначению. У нас в городе тоже пытались сделать такое. Но я всегда говорил: <Я этот закон не признаю. Какое мне дело до чьих-то фантазий. Ты придумал свои правила, а я следую своим>. Я не призываю подражать мне, но я обычно поступаю так.

Правила предписывают определенную последовательность действий.

В детстве было такое правило <ногами не деремся>, и мы дрались только руками. И кто побеждал? Тот, кто первый ударит ногой. А потом можно сколько угодно возмущаться, что он был неправ.

Правила придумываются для удобства тех, кто будет иметь возможность нарушать их. Поэтому всех нас с рождения терроризируют требованием проявлять высокие моральные качества: надо быть честным, надо следовать этим, как их там, извините за выражение, заповедям, <не убий>, <не укради> и, не дай бог, <не прелюбодействуй>. Чтобы все были определенным образом запрограммированы, а кто-то - кто может себе позволить - будет пользоваться неограниченной свободой.

У меня есть один знакомый, я всегда называю его мошенником (кстати, закончил Финэк, кандидат экономических наук). Он занимался созданием финансовых пирамид - мошенник в чистом виде. Я знаю, что он читает только книги по экономике и иногда специальную литературу по психологии. Но однажды я застал его с томиком Достоевского. <Что случилось? По чему ты такие книги читаешь?> Знакомый отвечает: <Какие люди, какие люди!> - <Какие такие?> И слышу в ответ: <Как здорово было бы поработать с ними!> Понимаете, для чего нужна мораль? Чтобы ни одна обезьяна и не подумала протянуть лапу к банану, и тогда он достанется вам. Чтобы все помогали друг другу, и тогда вам не надо будет проявлять свою заботу. Пусть возлюбят ближних, да ранят средних. А вы будете использовать этих особей в своих интересах.

Комплекс правил состоит из двух позиций. Первая - ты должен, вторая - ты должна. (Я всегда отвечаю: <Кому я должен - всем прощаю>.) Это означает, что вы должны следовать определенному стереотипу поведения. Мужчина по определению должен делать такие-то и такие-то вещи - всего 35 позиций. Женщина должна по определению поступать так, а не иначе.

Если вам удалось создать подобный стереотип, вы получаете возможность использовать других людей. Но они обязательно должны поверить вам. Это девиз всех моих обучающих программ - чтобы это работало, надо верить! Девиз, взятый из фильма ужасов. Человек видит перед собой вампира, знает, что тот должен бояться христианской атрибутики, снимает со стены распятие и закрывается им от вампира. Вампир улыбается, забирает у него крест, вешает на прежнее место и говорит ему: <Чтобы это работало, надо верить>. И тот же вампир в ужасе шарахается от священника, который идет на него с крестом в руке. Священник верит в Бога. Вера творит чудеса.

Притча про свиней и просо

Метали перед свиньями бисер и возмущались: вот свиньи, мы перед ними бисер мечем, а им хоть бы что!

А свиньи смотрели и думали: вот идиоты - мечут бисер прямо в грязь, метали бы лучше просо!

Но молчали - свиньи же, все-таки.
* * *

Мораль

Не мечите бисер перед свиньями.

Мечите просо.